Тепловоз logo ТЕПЛОВОЗ.COM


2004-10-25 : IfesDjeen : Роман - не слоган!


Франция действительно наступает. Сначала Амели, потом In-Grid, затем еще несколько французских фильмов и исполнителей, не говоря уже о парфюмерах, модельерах и фотографах. Сейчас на арену вышел Федерик Бегбедер, бывший рекламист, а теперь – модный писатель. А пишет он автобиографические романы, утверждая, что время вымышленных персонажей прошло, и настала эпоха реальности.
Его книги полны противоречий. То, что только что называлось белым – становится черным, и наоборот. Он то поднимает нас в облака размышлений, то опускается в грязь земной жизни.
Он не скрывает, что стремится вызвать у читателей отрицательные эмоции. Положительные вызвать – достаточно сложно. Он решил пойти путем наименьшего сопротивления. Cамое удивительное, что люди, после всех шуток и колкостей, отпущенных в их сторону, хвалят Бегбедера. С самой первой страницы «99 Франков» он рассказывает о том, что всем мы – лишь податливый инструмент в руках рекламистов и арт-директоров, и что у нас нет выбора, что мы – в ловушке, западне. Впрочем, позже он признается, что сам находится в клетке, только золотой, и весьма комфортабельной. Он признает свою зависимость от публики и принадлежность к товарам. Здесь напрашивается вопрос: популярность Бегбедера – заслуга таланта или веяние моды? Чтобы ответить на него, не нужно иметь литературного образования. Можно просто прочесть его книги. Появись подобный автор лет на сто раньше – его сожгли бы на костре. А если все сказанное им поддержат массы, то знаменитый «дурак» Стругацких (см. «Хищные Вещи Века») станет нормой жизни.
Романы Бегбедера наполнены интертекстуальными отсылками. Он то прямо, то косвенно ссылается на самых разных авторов. Очень сильный информационный поток. На одной странице он может вспомнить компьютерную приставку и Льюиса Кэрролла. Кажется, что всё, о чем можно было написать, он не обошел стороной. Разве что иные миры, магию и полеты к звездам. Но это – только потому что он старается быть реалистом. Если продолжить контент-анализ, можно обнаружить, что он часто использует английские и немецкие вставки. Встречаются редко употребляемые слова и термины. Все слова, не имеющие достойных аналогов в русском языке, переводчик записал кириллицей. Мы видим, что Бегбедер – специалист по нечитабельной прозе. В этом он действительно преуспел. Обилие ненормативной лексики, неприятных образов: автор не следит за цензурой. Основную часть повествования занимают либо описания, либо размышления, составленные из коротких пассажей. В рекламном стиле. Часто встречаются и грубые, но точные выпады в сторону современного общества. И, в отличие от Виктора Пелевина, с которым его часто сравнивают, Бегбедер пишет очень патетично.
Автор сделал несколько неправильных выводов из верных фактов. Одним из таких выводом стала книга «Любовь живет 3 года». Опираясь на сведения о большом количестве разводов после трех лет совместной жизни, он утверждает, что любовь живет три года. Смело и необоснованно, не правда ли?
Книги его пропитаны сетованием на оплачиваемую, но невыносимо сложную работу, на людей, живущих, чтобы есть и веселиться. Удивительно, что он при этом остается одним из них.
Собрав все ошибки людей, описав самые грязные из дней своей жизни, оплевав пол-планеты, он добился успеха. Как это в духе постмодернизма!
Люди начали предпочитать буклеты и дайджесты романам и повестям. То, на что было наложено табу, теперь в моде. Если мы будем шагать в этом направлении, то совсем скоро вернемся к общинному строю.
Как сказал сам Бегбедер «в этом кругу, если не хочешь навлечь на себя подозрения, притворись креативным». Видимо, он неплохо притворяется. Посмотрим, как быстро погаснет его звезда. Ведь хорошо смеется тот, кто смеется последним!


Оригинал текста - http://teplovoz.com/creo/3848.html