Тепловоз logo ТЕПЛОВОЗ.COM


2007-09-25 : Шкалабалав : На кураже


В связи с советом известного нам Басаргина Сергея, в дальнейшем БС, попытаемся совершить маленькую разведку в теорию куража. Как надо правильно куражиться и ловить кураж – так дословно звучал призыв БС.
В словаре русского языка Ожегова и Шведова дано следующее определение: «Кураж, непринужденно-развязное поведение, наигранная смелость». «Куражиться. Вести себя заносчиво и издевательски». В нашем случае под куражом можно ещё подразумевать вдохновение, энтузиазм, основанный на позитивном начале. И сразу оговорюсь, что негативная сторона куража тоже может присутствовать, но скажем так, что к сфере искусства и творчества не имеющее отношения, потому что в данном случае он не просветляет.
Есть ли необходимость в кураже? Если есть, то где, когда и для чего? Безусловно, что куражиться, ловить кураж более всего приемлемо в актерской практике: творение музыки, танец, игра на сцене – то есть там, где присутствует непосредственный акт творения во времени и пространстве перед аудиторией. Потому как спектакль, сыгранный без хотя бы одного зрителя будет всего лишь очередной репетицией интересной разве что для участников творения. Другой вариант куража – это работа художников, писателей, когда свой труд они выставляют на суд общественности после его создания.
Бытует мнение, что кураж можно вызвать искусственно путем употребления так называемых «раскрепощающих» сознание препаратов. С уверенностью заявляем, что это ошибка. Так называемое в некоторых кругах «гонево». И вырабатывание в себе привычки ловить кураж в нетрезвом виде не даёт возможность адекватно оценить полученный результат, и, что хуже всего, это «гонево» переходит из сферы творчества в быт. Особенно это касается актёрской среды, менее музыкантов, а пьяный танцор это, вообще нонсенс. Итак, резюмируя выше сказанное – необходим правильный вывод относительно разделения сферы творчества и реальности. Не говоря о том, что это просто вредно для здоровья.
В таком случае, если уж доказана необходимость чистого сознания на площадке, необходим ответ откуда берется кураж? Это ещё называется «драйв». И какие разновидности драйва существуют? Тут существует масса штампов. Прежде всего, зачастую драйв сравнивают агрессией, что свойственно нигилизму панка, с эпатажем, вызовом. Тут много не надо, рви связки под три аккорда под рифы басухи и кварты соло-гитары. «Всё тупняк!!! Всё депрессняк!!! Всё тупняк!!! Всё депрессняк!!!» «Калифорния!!! Колорадо!!!».
В этом случае энергия будет получена обязательно, но вот качество эмоций сомнительно.
Другая сторона попсовая. Когда появляется напускное веселье. Эти искренние улыбки поп-исполнителей, стремление взять аудиторию напускным обаянием. И т.д.
Где же все-таки ключ к появлению чистого куража, естественного? Есть несколько вариантов. Первый и самый надежный – это отрепетированное до автоматизма исполнение, которое в итоге приводит к эстетике экспромта, к неожиданности, когда по знакомому маршруту движения представления происходит желание сымпровизировать. Само появление куража относительно феноменально, потому что для правильного восприятия вдохновения необходим подготовленный зритель. Если панк попадет на выступление поп-группы в отличие от поклонника этой группы он будет откровенно скучать, а подготовленные поклонники будут чутко оценивать нюансы исполнения. Для этого необходима система выработанных знаков восприятия, на основе которых будет проходить момент сравнения. И то, как известный бас возьмет нижнюю «до» в известной партии, и то, как эксцентричный исполнитель прокричит в микрофон мятежные стихи, все лишь суть сравнения. Ценитель классики в воплях эксцентрика найдет массу погрешностей, связанных, например, с неправильным дыханием исполнителя, а ценитель андеграунда будет утомлен ариями классических певцов, потому что не найдет в них то, что ему надо. Одним словом исполнитель, испытывающий кураж, срезонирует обязательно, если публика будет неподготовлена к восприятию его творчества. Для примера, вспомним выступление двух известных поэтов на одном вечере поэзии, который проходил в библиотеке искусств. Поэты эти были андеграундными. Мат, наркотики, чернушные образы – вот кредо их творчества. Постоянный портвейн и поиск кайфа, выходки в стиле агрессивно-хмельного Сергея Есенина, культ упоминания термина «контркультура». Хотя к слову, недавно в ходе дискуссии по поводу, что такое контркультура и существует ли она вообще, был найден ответ, что контркультуры не существует. То, что подразумевают под «контркультурой» не что иное, как «авангард», андеграунд», «некоммерческое искусство» и тому подобное. А контркультура просто словесная эквилибристика неграмотных филологов. На упомянутом вечере поэзии звучали тонкие стихи, поэзия с четкой рифмой, нежные слова и чувства. Публика тоже была из знатоков поэзии: «Близко к Ахматовой, талантливая девушка», «изумительная поэзия». Публика воспринимала альтернативную поэзию, как эксцентричную шутку и организаторы, по наивности пригласили этих поэтов. Их ждали, без них вечер не начинался тридцать пять минут, потом ведущая сказала: «Поэты, что вам сказать? Может они сейчас в кафе стихи на салфетках творят. Творческие люди». Вот и звучала хрупкая поэзия и всем было хорошо, до тех пор пока дверь не открылась и, язык не поворачивается передавать их прямую речь, но вечер начался. Пришли они не одни, а с небольшой группой поддержки, все были изрядно пьяны, и настроены дать жару, «драйву». Когда их любезно попросили прочесть стихи, интеллигентно не обращая внимания на состав и состояние группы, разразилась катастрофа этого вечера поэзии. Один поэт, нецензурно выразив неуважение к предложению, хлебнул из горла портвейну, а другой начал читать стихи, лица аудитории побагровели, такого они не ждали, и не хотели слушать. Группа поддержки поначалу веселилась, а потом, видя реакцию зрителей, сникла. Да и поэт тоже, чувствуя отдачу зала, быстренько свернул читку, и команда отчалила в направлении портвейна.
Вдохновение художника и писателя отличается. Они не заключены в жесткие рамки исполнения во времени и пространстве. И в процессе исполнения им не нужен зритель. Однозначно это справедливо в отношении писателя, работа художника может подразумевать наличие наблюдателя. А перформанс это уже театральное мероприятие. Роспись собора требует не двух часов работы, а многих дней. И свой труд они могут изменять бесконечное количество раз, не зависимо от куража. У них на первом месте мастерство воплощения своих замыслов. Все-таки творчество художника многогранно, поэтому тут скорее необходимо обращаться к искусствоведам, чтобы понять художника.
Известно, что Диккенс разыгрывал персонажей своих произведений перед зеркалом, в чем он когда-то признался. А это уже актерское мастерство, подразумевающее вживание в образы, передачу чувств. «Искусство – это передача чувств (Лев Толстой). А передача чувств персонажа это вообще уже вершина мастерства. Это ж надо выдумать персонаж, вжиться в него, и передать его чувства своими средствами.





Оригинал текста - http://teplovoz.com/otstoy/12142.html