Задержавшись на пару дней в Игарке, после крутого будуна, я нашёл в себе силы пойти в церковь. В церковь я, естественно, пошёл не потому что с бодуна, а потому что у меня такая традиция- перед испытанием пойти в церковь, поставить свечку, поблагодарить создателя, попросить за своих близких. Церковка на краю посёлка, маленькая, рубленная. Найти её было не просто. Во дворах между покосившехся избёнок ( там дома все кривобокие, потому что на вечной мерзлоте) я случайно увидел маленького косоглазого мужичёнку- помесь тунгуса с эвенком, ну и спросил его "Как пройти к храму" . Мужик оказался словоохотливым и с радостью стал рассказывать как не заблудиться средь двух кривых улочек, а потом в порыве благородных чувств решил просто проводить меня. Он сёкал, как Астафьевский Яким. "Ты сё один ходиш, фулиганы сякие , пойдём со мной, со мной не тронут". Меня его простота просто растрогала, был он раза в три меньше, чем я, да и вообще там мужики все до одного низкорослые, как деревья, произроставшие за полярным кругом.С самыми крупными мужскими особями из авиаотрядя я квасил два дня подряд и они мне были уже не опасны. Тем не менее я с благодарностью принял его предложение. Церковь оказалась на замке, но во дворе какой то мужик в телогрейке орудовал бензопилой. Оказалось батюшка на зиму запасает дрова, он дал нам ключь, перекрестил и продолжил земные труды. В церкви, как я и ожидал, было очень по-домашнему, всё деревянное, светлое, радостное, ляпота. Мы со Славой (мужик оказался Славой) постояли у иконок, впитали намоленный воздух, подумали у тщете и суете бытия и с тихой радостью покинули богоугодное заведение. После такой душевной подпитки не грех было подумать и о бренном, и я в ближайшей палатке обрадовал тело приобретением двух литров дешёвенького портвешка.
Был полдень, начало августа, солнышко стояло в зените- как у нас в октябре, но было всё равно тепло, выше десяти градусов, мы со Славой прилегли на травку и решили дать душе возможность расслабиться и вознестись. После первого стакана душа дёрнулась, но вернулась в тело, после второго она воспарила и мне захотелось узнать уважает ли меня Слава. Слава с гордостью заявил, что он Айсаг, но местные его называют Кито. Айсаг- маленькая северная народность, осталось не больше 500 человек, Кито по их -человек. Оказалось , что Слава меня не просто уважает, а любит как повелел Господь и после каждого стакана эта любовь всё более разрастается.
- Слава а почему ты такой маленьекий?
- Ты сё? Я маленький? я среди Айсагов самый босой .
- Ладно не кипятись, я хотел спросит , почему вы такие приземистые.
- Моя бабуська мне рассказывала, что очень давно все люди из нашего племени были очень большие, но однажды один охотник сделал плохо,он убил священную птицу и женщины стали рожать маленьких детей. Нас уже совсем не осталось, скоро мы все умрём. У нас были свои песни, свой язык. своя жизнь и своя любовь. А сейчас этого ничего не осталось, мы умираем, нас споили большие белые люди. А когда нас не останется, вы будете бегать по нашим стоянкам и собирать всё , что от нас осталось. Будет поздно.
- Славик, а может больше не будем пить? Сейчас я соберусь и мы вместе уйдём в твою тундру. Это будет арена нашей жизни, там будет всё, чего нет на материке, то чего не хватает мужчине - кровь , пот и слёзы. |