Был день, когда, оказавшись в промежутках между своими активностями, человек с удивлением осознал, что он только что что-то сделал. И это "что-то" оказалось уязвимо для бесконечного невротического анализа. Человек немедленно всё проклял, после чего завороженно замер. Он предался этому анализу с целью доказать себе, что он Владыка Личных Впечатлений. Ибо верно сказано: слаб человек и бездонна надобность внести хоть чуть-чуть ясности.
Такова краткая предыстория феномена. Сегодня многим из нас приходиться иметь с "этим" дело. И нужно сказать, что в "нём" сложно не увязнуть по горло. Я говорю, конечно же, о времени -- субстанции, ощущаемой как нечто внеположенное и объективное. Если спросить ребёнка, где находится время, он начнёт размахивать руками, намекая на то, что оно, мол, повсюду. И в этом детская интуиция докажет свою несостоятельность.
"Ха-ха! - посмеёмся мы над ребёнком, - ты что, дебил?!"
Многие люди недалеко ушли от этого, кхм, "ребёнка". Но вернёмся к нашей теме.
На самом деле время пребывает внутри нас. Оно пребывает в людях как в сосудах. Мы ощущаем его предельно субъективно: оно кроется за всей совокупностью переживаний. И слепо обвинять человека, скажем, в безделье зачастую означает выставлять напоказ дебильную сторону нашей детской сущности.
Кажется невероятным, но случается и такое: из человека неким образом "вытекает" время, и тогда метафора "увязнуть по горло" обретает удушающе реальное воплощение. Отныне человек перестаёт обладать временем. Временная перспектива утрачивает обозримую длину/ширину, лишая человека если не инструмента, то возможности "разлиновки". Отныне любые действия человека походят скорее на копошение, нежели на реальные усилия.
Во многом это похоже на физическое ограничение. Проснуться в пять утра или в три ночи -- это не трудно. Но "потратить" своё время, ввиду отсутствия последнего, попросту невозможно. Ты просыпаешься в "обезвременное" пространство!.. К примеру, если у человеческого тела отрезаны руки-ноги (фигурально), то оно не сможет перемещаться по комнате, и такие пафосные параметры, как "боевой дух", "дисциплинированность", "мужественность" и т.д., не имеют совершенно никакого значения, более того -- обнаруживают свою постыдную нищету.
Люди по простоте своей даже не предполагают существование подобных ограничений, не говоря уже об их масштабе.
Масштаб может быть крупный, может быть мелкий -- это знают все. Но не все понимают, что как средство навигации он может отсутствовать как таковой по причине более или менее неизвестной. И говорить об этом иначе, чем косноязычно, не всегда просто, а чаще же -- невозможно.
Исходить из самого объекта, как завещали нам сторонники феноменологического подхода, а не критиковать стихийно и без удержу, -- вот оно то, к чему я всё это время вёл, и на чём хотел бы поставить точку. |